Предварительная кассационная жалоба это

Что такое кассационная жалоба

Кассационная жалоба — это жалоба на вступившее в законную силу судебное постановление. 

Кассационная инстанция предназначена для исправления существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами в ходе разбирательства гражданского дела и повлиявших на исход дела, в случае, когда без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.

При рассмотрении кассационных жалобы суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных постановлений, то есть правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права (часть 2 статьи 390 ГПК РФ).

Обратите внимание!

Апелляционная жалоба на решение суда

Кассационная жалоба: куда и как подавать

Кассация — третья инстанция судопроизводства по делу, призванная найти и исправить ошибки права, то есть проверить решение арбитров на законность. Этот этап обжалования регулируется гл. 41 ГПК РФ и постановлениями ВС России. В соответствии с ними, кассации подлежат:

  • апелляционные определения всех инстанций, кроме ВС РФ;
  • постановления, которые уже получили юридическую силу.

Куда подается жалоба? По правилу подсудности:

  1. Президиумы региональных судов принимают дела, которые ранее рассматривались в районных, мировых судах, обжаловались в апелляции.
  2. Судебная коллегия ВС РФ проверяет законность постановлений/определений по делам, уже прошедшим первую кассацию, а также тем, которые разбирали региональные суды в качестве первой инстанции.

Если апелляция предполагается только одна, после которой решение незамедлительно вступает в юридическую силу, то кассаций может быть несколько. Сначала жалоба по делу подается в региональный президиум, затем — в ВС РФ, а затем — в ЕСПЧ.

Для обращения в кассацию, куда составляется жалоба, следует собрать пакет документов:

  • копии всех постановлений по гражданскому делу (первичное, апелляционное), заверенные синей судейской печатью;
  • квитанцию об оплате госпошлины: в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, в 2019 г. она составила 150 руб. (3 тыс. руб. для организаций).

Образец жалобы можно найти в сети, однако не рекомендуется пользоваться этими типовыми примерами. Каждое кассационное заявление — это результат тщательного анализа дела. По статистике ВС РФ 70 % жалоб не переходят на рассмотрение коллегиальной комиссии именно из-за неправильного составления.

Однако в любой жалобе должны быть следующие пункты:

  1. Наименование отделения суда, куда относится заявление.
  2. ФИО и адрес подателя, его процессуальное отношение к делу (ответчик, истец и т. д.). Если лицо не фигурировало в разбирательстве, но решение затронуло его личные интересы, права или свободы, это необходимо разъяснить.
  3. Перечень всех лиц (ФИО, адрес), которые привлекаются к кассационному производству.
  4. Список инстанций, которые прошло дело, с решениями.
  5. Описание материальных и процессуальных правовых норм, которые были нарушены, их влияние на итог дела.
  6. Просьба к кассационной инстанции.

К процессуальным нарушениям можно отнести отсутствие подписей арбитров на постановлении или протокола заседаний, неправильный состав судей и т. д. Ошибки материального права — это некорректное толкование и(или) использование закона, например которое идет вразрез с практикой или рекомендациями Пленума ВС РФ.

Найти эти нарушения в конкретном деле и связать их с результатом — главная задача адвоката. Именно поэтому типовые образцы мало помогут при составлении заявлений, но могут придать мыслям правильное направление.